Информационная безопасность : Интеллектуальный Мегаполис
Интеллектуальный мегаполис
Информационная безопасность
Зачем звонят и пишут мошенники
15.05.2024

Цели мошеннических звонков

К сожалению, редкие дни абонентов обходятся без звонков от злоумышленников с неизвестных номеров. Хотя стоит сразу отметить, что возможна и подмена номера. Не стоит всецело доверять звонкам и сообщениям, даже если на экране телефона высвечивается номер банка или даже имя абонента из записной книжки.

В разговорах злоумышленники могут угрожать от имени работников банка или силовых ведомств, использовать различные схемы психологического давления. Для получения доступа к деньгам и личным данным жертвы, мошенники могут рассказывать невероятные истории о выигрышах в лотерею, блокировках банковских счетов, попадании в беду близких родственников и т.п.

Звонки без ответа

Частыми явлениями являются «прозвон» с моментальным сбрасыванием или звонок с последующим молчанием. «Прозвон» может мотивировать некоторых абонентов перезвонить на незнакомый номер с последующим прослушиванием спама либо общением с мошенниками. Также подобные звонки направлены на актуализацию базы данных злоумышленников и сбора биометрических данных для выяснения его личности, черт характера и возможных преступных действий с подменой голоса ы будущем. Попытка ответить и тем более перезвонить на назойливые вызовы обычно приводят к последующему шквалу нежелательных звонков.

Спам в сообщениях

Как неоднократно говорилось ранее, даже с виду безобидные спамерские звонки и сообщения могут таить в себе серьёзную опасность. Звонки роботов и «живых» операторов отнимают значительное количество времени и нервов абонента. Текстовые сообщения могут содержать ссылки, ведущие на фишинговые сайты.
Также могут приходить нежданные сообщения с одноразовыми кодами для регистрации или подтверждения операций, после чего часто следует звонок от мошенников. Получение подобных кодов не всегда свидетельствует о попытках взлома и тем более о взломе аккаунтов абонента, особенно, если используются и периодически обновляются надёжные пароли.

Стратегии защиты

Если речь идёт лишь о спаме, меры предосторожности привычны и мало отличаются от рекомендуемых мер при работе с электронной почтой. Не следует открывать и читать поступившие сообщения, а тем более переходить по ссылкам или перезванивать по содержащимся номерам. Рекомендуется все подозрительные сообщения сразу же помечать как спам и удалять, а также блокировать номера, откуда они пришли. При входящих голосовых вызовах желательно вообще не отвечать на незнакомые номера. В случае обнаружения голосового спама необходимо молча разорвать вызов и занести номер звонящего в чёрный список. Согласно вступившему в действие Федеральному закону от 06.04.2024 № 78-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", увеличиваются штрафы за текстовый и голосовой спам. При желании можно подать жалобы оператору связи и в Федеральную антимонопольную службу.

Если в разговоре мошенники представляются представителями банка или полиции, необходимо прекратить разговор и перезвонить самостоятельно в советующую организацию по номеру, указанному в открытых источниках (в случае банка по номеру, указанному на банковской карте). Разумеется, ни в коем случае нельзя передавать незнакомцам никакую секретную и даже личную информацию, особенно данные банковской карты, счёта, пароли к аккаунтам и т.п. Банковские работники и полиция никогда не инициируют конфиденциальные разговоры по телефону и в случае необходимости приглашают в отделения.

В случае ущерба от мошеннических действий нужно незамедлительно сообщить о произошедшем инциденте в полицию и банк. Деньги могут уже не вернуть, но помогут предотвратить возможные негативные последствия.