Интеллектуальный мегаполис
Информационная безопасность
Информационное право 01.09.2024 Информационное (компьютерное, цифровое) право – новое направление административного и гражданского права, призванное регулировать общественные отношения в информационной сфере (связанной с компьютерами и работой в сети Интернет). Также информационным правом называют науку и учебную дисциплину в высших учебных заведениях. Конечно, чтобы хорошо разбираться в тонкостях российского законодательства, требуется специальная юридическая подготовка. В статье кратко разберём наиболее значимые нормативно-правовые акты, касающиеся сферы информационной безопасности. Следует отметить, что законодательство в компьютерной сфере постоянно совершенствуется, некоторые детали могли измениться после публикации статьи. При желании актуальные версии законов легко найти в открытом доступе в сети Интернет или по предложенным ссылкам. Доктрина и концепции информационной безопасностиДоктрина информационной безопасности РФ введена указом Президента РФ от 5 декабря 2016 года №646 и «представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере». В доктрине даются важнейшие определения (информационной инфраструктуры, информационной безопасности, угроз и средств обеспечения информационной безопасности и т.д.) и раскрываются национальные интересы в информационной сфере (в частности, обеспечение и защита прав и свобод граждан в части получения и использования информации, неприкосновенность частной жизни, а также сохранение духовно-нравственных ценностей; бесперебойное функционирование критической информационной инфраструктуры и т.д.). Актуализация доктрины производится ежегодно Советом безопасности РФ. Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2023 года № 1105-р утверждена Концепция информационной безопасности детей, главная цель которой – защитить детей от информационных угроз и рисков в современной цифровой среде. Концепцией предлагается объединить усилия государства и родительского сообщества в этих вопросах, сформировать и внедрить в образовательный процесс уроки информационной безопасности, научить школьников безопасному поведению в интернете, повысить их цифровую грамотность. Закон об информации, информационных технологиях и о защите информацииФедеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при «осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации». В первой статье закона даются базовые определения информации, информационной системы и технологий, доступа к информации и т.д. В частности, «конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя». Законом устанавливаются принципы «свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом», «неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия» и др. В статье 7 определяется, что «к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен». Кроме того, «общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению» в рамках действующего законодательства. Статья 8 гарантирует свободный доступ к информации о деятельности органов власти, информации о состоянии окружающей среды, информации из открытых фондов библиотек и музеев и т.д. Также законом устанавливаются особенности регулирования деятельности провайдера хостинга, предоставления информации с применением рекомендательных технологий, обязанности оператора поисковой системы, особенности распространения информации новостным агрегатором, обязанности владельца аудиовизуального сервиса, особенности распространения информации в социальных сетях и обязанности владельца сервиса размещения объявлений. В законе определён порядок ограничения доступа к сайтам, имеющим различные нарушения. В статье 16 раскрывается смысл понятия «защита информации», которая «представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации». Закон о связи и другие «тайны»В статье 63 «Тайна связи» Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» «гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи». Нарушением тайны связи признаётся ознакомление с охраняемым сообщением какого-либо лица кроме отправителя и получателя. Наравне с самим сообщением, также охраняются сведения о сообщении, например, для телефонных переговоров это номера вызывающего и вызываемого абонента, время звонка и его продолжительность. Право на тайну связи является частным случаем права на тайну частной жизни, оно установлено в статье 23 Конституции РФ, ответственность за нарушения этих прав устанавливается статьями 137 и 138 Уголовного кодекса РФ. Существует большое количество различных «тайн»: государственная и коммерческая, банковская и врачебная, и даже тайна исповеди. Также, согласно статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», конфиденциальной является информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации. Полный перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа, доступен по ссылке. Защита авторских правНоу-хау, патенты – также являются разновидностями тайн. Авторское право определяется и регулируется международными соглашениями и национальным законодательством (Гражданский кодекс РФ, часть 4). В предыдущих статьях можно подробнее ознакомиться с объектами авторского права, нарушениями авторских прав и популярными лицензиями на программное обеспечение. Закон о персональных данныхЕщё один вид конфиденциальной информации – персональные данные. В статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» уточняется, что «персональные данные» – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». Понятие персональных данных более детально раскрыто в соответствующей статье. Одним из наиболее распространённых, но не единственным основанием для их обработки служит заполнение согласия на обработку персональных данных, о чём подробнее можно почитать здесь. Закон о рекламеФедеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», как несложно догадаться, применяется к отношениям в сфере рекламы: содержит общие требования к рекламе, обеспечивает защиту несовершеннолетних «от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе», содержит перечень объектов, реклама которых не допускается и т.д. В частности, в статье 18 «распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы». Более того, «реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено». Разумеется, такой «рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием». Федеральный закон от 06.04.2024 № 78-ФЗ внёс изменения в статью 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе». Она дополнена частью 4-1, где утверждены размеры штрафов за нарушение требований к рекламе, распространяемой по электросетям. Также установлена административная ответственность за нежелательные звонки и недобросовестную рекламу микрофинансовых организаций. Очевидно, что принятие данного закона нацелена на борьбу с таким неприятным явлением, как спам. Закон о защите прав потребителейЗакон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Очевидно, что действие закона распространяется и на все покупки, совершаемые в сети Интернет. В частности, статья 26.1 определяет «дистанционный способ продажи товара», который исключает «возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении» договора купли-продажи. Согласно этой статьи, «потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней». При этом «возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара». Отдельно отмечается, что «отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца». При этом «потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем». |